Чем отличается закон от нормативно правового акта

Чем отличается закон от нормативно правового акта

Чем отличается закон от нормативно правового акта

Под системой нормативных актовпонимают совокупность правовых, которые можно охарактеризовать как согласованные, иерархичные и дифференцированные по отраслям и институтам права.

Система нормативных актов в РФ состоит:

1) из правовых актов общефедеральных органов;

2) актов субъектов Российской Федерации;

3) актов местного самоуправления;

4) прямого народного волеизъявления.

Классификация в системе нормативных строится:1) в зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления государством; 5) по юридической силе.

В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяют:

2) акты субъектов Российской Федерации;

3) органов местного самоуправления.

В зависимости от срока действия нормативные можно разделить:

2) неопределенно длительного действия;

В зависимости от способов установления государством нормативные подразделяют:

По их юридической силе нормативные акты делят:

2) подзаконные нормативные.

Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:

1) если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;

2) нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3) нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;

4) нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;

6) нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;

7) нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.

Отличие нормативно-правового акта от акта применения права

Власть при первобытно-общинном строе носила кровно-родственный характер. Государственная власть строится по территориальному признаку (Энгельсовский признак).

2) Власть в государстве не Государство и общество находятся во взаимосвязи: 1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа; 2) государство реализует сво Власть присуща любой организованной, устойчивой и целенаправленной общности людей. Мы знаем различные виды общественной власти: государственная, экономическая, религиозная, родительская.

Все Сущность любого явления – это главное устойчивое и закономерное, что определяет его отличие от других явлений бытия.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки.

Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

79.

Закон: понятие, отличие от других нормативных в РФ

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Нормативно-правовые образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.

Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:

1.

Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.

2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.

3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция, закон, постановление и т.

д.).

Различия в нормативно-правовых, образующих систему, обусловлены тремя моментами:

а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;

б) различиями в юридической природе или юридической силе;

в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов.

Источник: http://dolgoletie126.ru/chem-otlichaetsja-zakon-ot-normativno-pravovogo-akta-15848/

Нормативно – правовой акт: понятие и классификация

Чем отличается закон от нормативно правового акта

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Призыв на военную службу”, в которой изложены основные положения Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно – правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

  4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/npa-ponyatie/

Чем закон отличается от подзаконного акта?

  1. Закон, в соответствии с Конституцией РФ наделяется наивысшей юридической силой. В ранге федеральных законов находятся все законодательные акты и кодексы. Таким образом, можно сказать со значительной уверенностью о том, что законы считаются обязательными к исполнению и должны выполняться на всех уровнях власти в стране.

    Структура принятия закона имеет массу нюансов, именно по этой причине, не каждый закон, который создается государственной думой, может увидеть свет;

  2. Подзаконные акты – это специализированные акты исполнительной власти, которые могут создаваться исключительно во исполнение законодательной базы.

    То есть, основой таких актов считается закон, и акты не могут противоречить законодательству. К числу таких актов можно отнести указы и распоряжения, постановления президента и правительства.

Федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» внес.

На текущий момент времени, вернее, на первый квартал 2015 года, по данным официального федерального портала правовой организации, на территории страны действует около 5350. Право на наследование в нашей стране гарантируется Конституцией РФ – статья 35.

Также, все особенности положения о наследования формируются в ГК РФ – статья 1110. При оформлении.

Анализировать законодательные акты следует на основании самих актов, а также на основании толкований, которые регулярно публикуют судебные инстанции.

Все дело в том, что. Образование: Высшее юридическое Семейное положение: замужем О себе: Имею опыт работы в государственных и коммерческих структурах. В настоящее время работаю на дому: пишу статьи, консультирую людей по телефону. Работа на дому позволила мне наконец-то заняться написанием своей кандидатской диссертации.

Отличия НПА от других ПА

Поэтому ПА, занимающие нижние ступени иерархии, должны подчиняться ПА, занимающим более высокие ступени иерархии.

Виды нормативно-правовых актов.

Законы и подзаконные акты. Нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Ведущий источник права в романо-германской правовой семье. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества: § иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.

); § совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); § органов местного самоуправления; Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются

Характерные признаки закона: Указанные признаки подчёркивают уникальность закона и определяют его на главенствующую позицию среди нормативно-правовых актов. На канве закона, для уточнения содержащихся в нём предписаний, издаются подзаконные акты.

Центральное место в иерархии нормативных актов занимают указы главы государства и постановления правительства государства.

Далее, в системе подзаконных актов следуют приказы, инструкции и иные документы, издаваемые главами органов исполнительной власти.

Дифференцировать подзаконные акты можно по различным критериям, среди них:

  • Сроки и география действия акта.
  • Запланированность и чрезвычайность принятия акта.
  • Предмет регулирования, содержащийся в акте и др.

Основной целью подзаконного акта является конкретизация положений закона.

Подзаконный акт не может устанавливать, отличных от закреплённых в законе, прав и обязанностей субъектов права, т.е.

не может выходить за рамки соответствующего закона.

Нормативно-правовые акты, отличие нормативных актов от ненормативных

Нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов, именуются подзаконными актами. Их отличие от законов сводится к следующим основным моментам. Отмеченные особенности закона предполагают особую процедуру его принятия, закрепленную в конституции и регламенте парламента.

Отличие нормативных актов от ненормативных не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд.

И нормативные, и ненормативные правовые акты зачастую исходят от одних и тех же государственных органов, причем ненормативные акты обычно дополняют, конкретизируют, персонифицируют нормативные.

Ненормативные правовые предписания — это распоряжения конкретного характера по применению либо диспозиции, либо санкции правовых норм. Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер.

По своему юридическому содержанию это Без уяснения четкого отличия нормативных актов от индивидуальных (ненормативных) немыслимы должное качество актов исполнительной власти, систематизация, публикация и введение в действие правовых норм, учет действующего нормативного материала. Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы Президента могут носить и ненормативный характер. Виды нормативно-правовых актов.

Они делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, ко

Нормативно-правовой акт

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

  • нормативный характер
  • это правовой акт
  • является результатом правотворчества
  • общеобязательность
  • оформление в виде официального документа
  • определённый порядок группировки правовых норм

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом.

Источником права в России,а так же и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные трудовые соглашения. Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов: Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

Источник: http://razvodved.ru/chem-otlichaetsja-zakon-ot-normativno-pravovogo-akta-72254/

Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

Чем отличается закон от нормативно правового акта

Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.

Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.

У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:

  1. Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
  2. Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
  3. Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.

Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Виды актов

Наряду с нормативно-правовыми и ненормативными следует выделить еще один вид правовых актов − разъяснительные и толкующие нормы. Они направлены на то, чтобы объяснить смысл принятого документа, содержащихся в нем норм, и определяют действие правил установленных ранее.

Нормативные правовые акты являются определяющими в общественной жизни и правоотношениях, поэтому остановимся на них подробнее.

В системе законотворчества существует их разделение на такие виды, как:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.

Оно основывается на их юридической силе, которая напрямую зависит от положения и компетенции издателя в общей иерархии госорганов.

Например, наименьшей силой обладают документы, принятые на нижней ступени власти (муниципалитетом). Наибольшая − у федеральных конституционных законов.

Платформой для отдельного взятого подзаконного акта служит конкретный закон, уровень которого выше, а сила, соответственно, больше. Приведем пример: президентские указы, правительственные постановления, министерские приказы. Нужно помнить, такие документы будут относиться к подзаконным, только если в них есть те самые «кирпичики» о которых говорилось выше.

Различают еще общие и специальные акты. Под действие общих подпадают всех лица, а специальных − на одну или несколько категорий.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «закон» и «акт» соотносятся между собой довольно просто. Юристы придерживаются мнения, что закон и есть акт. Точнее сказать, это нормативный акт, наделенный высшей юридической силой, для принятия которого установлен специальный порядок.

В повседневной жизни, да и в юридической библиографии, чаще всего термин «закон» используется по отношению к любому документу, заключающему в себе нормы, предписания, указания. Иногда этим термином подменяют понятие «законодательства» в целом. В принципе, здесь не должно возникать недопонимания, поскольку обычно из контекста следует, что имеется в виду вся нормативно-правовая база.

Систематизация и уровни

Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

Систематизация происходит по следующим критериям:

  1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное ание − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
  2. По времени: временные и продолженного действия.
  3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

  1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
  2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
  3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

  1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
  2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
  3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества.

Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже.

Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Основные проблемы российской системы права

В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

  1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
  2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
  3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

Законотворчество

Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.

В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:

  1. Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
  2. Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
  3. Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
  4. Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.

Юридическая техника как часть правовой системы

Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса.

Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию.

Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

Как действуют законы

Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.

Источник: https://prostopozvonite.com/realty/document/pravovoj-akt.html

46.Понятие, виды нормативно-правовых актов

Чем отличается закон от нормативно правового акта

Нормативным актом является правовойакт, содерж. нормы права, и направленныйна урегулирование опред. общ.отнош.Признакинорм.акта:1.Имеет наибольшуюраспространённость 2.Созд. правотворческимиорг. и санкционируется гос. 3.Принимаютсяи осущ. в чётко обознач. проц.- процесс.порядке4.

Имеет чёткую устойчивую форму,реквизиты, порядок вступления в силу,5.Может быть быстро изменён в соответствиес потребностью6.Реализация обеспечиваетсякомплексом мер гос. воздействия. Всенормативные акты являются гос. по своемухарактеру и издаются и санкционируютсятолько орг. гос.Классификация НПА:1.поюр.

силе:законы и подзаконные НПА. 2.Отособенностей правового положениясубъекта правотворчества:НА гос.органов,НАиных соц.структур(муницип.органов,АО),НА совместного хар-ра(гос.органов и иныхсоц.структур),НА принимаемые нареферендуме.

3В зависимости от сферыдействия:общефедеральные,НА субьектовРФ,НА органов местного самоуправления,локальныеНА. 4В зависимости от срока действия:постоянныеи временные НА.

47.Отличие нормативно-правового акта от акта применения права

Акт применения права — это официальноере­шение компетентного органа поконкретному юридическому делу, содержащеегосударственно-властное веление,выраженное в опре­деленной форме инаправленное на индивидуальноерегулирование общественных отношений.Актыприменения права следует отличать отдругих правовых актов, в частности отнормативно-правовых.

Это отличие состоитв следующем.1. Нормативно-правовой актносит общий характер, регулиру­етопределенный вид общественных отношений,обращен ко многим лицам, действует дотех пор, пока его не отменят.

Акт примененияправа носит индивидуальный характер,регулирует конкретное общественноеотношение, обращен к конкретным лицам,его действие распространяется наконкретный случай.2. Нормативно-правовойакт устанавливает, изменяет или от­меняетнормы права, являясь общей нормативнойосновой пра­вового регулирования.Акт применения права этого делать неможет.

Он претворяет, реализует общиепредписания норматив­ного акта вжизнь, выступая необходимым средствомперевода общеобязательных нормативныхпредписаний в сферу конкрет­ныхжизненных ситуаций и применительно кконкретным людям.

Например, закрепленноев Конституции РФ (норматив­ный акт)право малоимущих граждан на получениебесплатного жилья превращается вконкретное право, переходит изпотенци­ального права в реальноетолько посредством акта примененияправа — решения соответствующего органао выделении кварти­ры и выдачи на нееордера.

Правоприменительные акты принимаютпрактически все ор­ганы государства,в различных сферах общественной жизни,в связи с урегулированием различныхжизненных ситуаций и т.д., что иобусловливает их разнообразие.

48.Закон и его верховенство в системе нормативных актов.Виды законов

Закон – правовой акт высшей юридическойсилы, принятый в особом процедурномпорядке высшими законодательнымиорганами государственной власти илиреферендумом и регулирующий наиболееважные общественные отношения. Главныйисточник права в современном мире -закон. Признаки:1.Содержит нормы права.2.Принимается высшим органом государственнойвласти. 3.

Регулирует наиболее значимыеобщественные отношения. 4.Обладаетвысшей юридической силой – а) невозможностьпризнания его утратившим юридическуюсилу, это может сделать только тот орган,который его принял; б) содержанию законане должны противоречить все иныеюридические документы. 5.

Являетсяфундаментальным юридическим документом- служит базой, основой, ориентиромнормотворческой деятельности иныхгосударственных органов, судов. Принятие закона включает 4 стадии:внесение законопроекта в законодательныйорган, обсуждение законопроекта, принятиезакона, его опубликование (обнародование).Законы подразделяются на конституционныеи обыкновенные.

Конституц. законыопределяют начала гос. и общественногостроя, правовое положение личности иорганизации. Среди законов прослеживаетсяслед. иерархия(в РФ): 1) Конституция -основной закон государства, являетсяосновой всего законодательства России. Все остальные законы принимаются встрогом соответствии с К.

2) Федеральныйконституционный закон (ФКЗ) – принимаетсяпо вопросам, предусмотренным Конституцией,и отличается особым порядком принятия(2/3 ГД и 3/4 СФ). 3) Федеральный закон (ФЗ).4) Законодательство субъектов РФ.Обыкновенные (текущие)федеральныезаконы,не обладая особым свойством,создаютсяна основе Конституции РФ,федер.конституц.законови основ законодательства .

Среди нихследует выделить:1.кодексы(комплексыправовых норм,регулирующих опред.сферыобществ. жизни).2.чрезвычайныезаконы(принимаются при эк-ких илисоц.потрясенях)

Источник: https://StudFiles.net/preview/2851912/page:21/

Право и общество
Добавить комментарий