Кто проверяет районные налоговые инспекции

Тематическая налоговая проверка

Кто проверяет районные налоговые инспекции

Инспекция часто рассылает уведомления о явке, где говорится, что директор компании обязан явиться в инспекцию. В 8 из 10 случаев инспектор заявит директору на встрече, что один или несколько контрагентов компании — недобросовестные. А раз контрагенты компании недобросовестные, значит, компания использует их для неуплаты налогов. Значит, должна доплатить налоги.

Недобросовестный контрагент — компания, у которой массовый директор и учредитель, массовый адрес, нет штатной численности и материальных ресурсов, которая сдает нулевую отчетность или отчетность с высокой долей налоговых вычетов, движение денежных средств носит транзитный характер, далее деньги уходят на ИП или компании на УСН и т.д. Короче говоря, недобросовестная компания — это то же, что и компания-однодневка.

При этом, претензия у инспекции возникает и тогда, когда недобросовестный контрагент является не прямым поставщиком налогоплательщика, а контрагентом 2 или 3-го звена, то есть прямых отношений с проблемной компанией может и не быть. В этом случае, по данным инспекции, налогоплательщик является выгодоприобретателем, и по сложившейся практике он (то есть вы, уважаемый бизнесмен) будете отвечать за недобросовестную компанию в цепочке поставщиков.

Пример, как это бывает

В Москве есть ООО «Ромашка». Добросовестная компания — налоги и страховые взносы исправно платит, никакой массовости, имеет штат сотрудников и материальные ресурсы для выполнения договорных обязательств.

Год назад «Ромашка» работала с компанией «Василёк» — была крупная сделка. А вот «Василёк» имеет признаки недобросовестности (курсивом выше). Казалось бы, надо задавать вопросы руководству «Василька». Почему же ФНС обращает внимание на «Ромашку»?

Потому, что «Василёк» уже прекратил деятельность или ФНС решила, что с бенефициаров «Василька» нечего взять.

Мы писали об этом подробно в статье о том, как ФНС отбирает компании, в отношении которых можно провести налоговую проверку.

Спойлер — если инспекция понимает, что с бенефициаров компании есть что взыскать, то выездная проверка будет. Если взыскать нечего, то инспекция займётся более «перспективной» с точки зрения взыскания компанией.

Возвращаемся к нашему примеру.

Итак, из-за якобы — якобы! — недобросовестности «Василька» у ФНС появились вопросы к директору «Ромашки». На самом деле цепочка контрагентов может быть длиннее, и включать контрагентов и третьего и четвёртого звена.

«Ромашка» — «Василёк» — «Лютик» —  «Подорожник» и т.д. Если подозрительным оказался «Подорожник», и при этом с «Подорожника», «Лютика» и «Василька» нечего взять (отсутствует недвижимость, основные средства, длительные госконтракты и т.д.

) то ФНС вызовет директора «Ромашки» и предложит ему уплатить.

Здесь действует принцип: возьмем с того, с кого есть что взять.

Но ведь налогоплательщик не отвечает за действия своих контрагентов!

Да, не отвечает.

Более того, ФНС сама подтверждает это. В Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» указано, что невозможно возлагать негативные последствия на налогоплательщика за недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев в цепочке перечисления денежных средств.

Иными словами, налогоплательщик не может отвечать за действия контрагентов второго и последующих звеньев.

И даже несмотря на то, что это подтверждает сама ФНС, инспекторы требуют от директоров фирм-налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС по договорам со спорными контрагентами. По логике проверяющих и как это видит система АСК НДС-2, налогоплательщик является выгодоприобретателем «схемы» и именно ему будут предъявлены налоговые претензии.

И конечно, возражения директора о том, что у него нет договоров с спорным контрагентом, что он не должен и не мог проявить в отношении проблемной компании меры должной осмотрительности, что пусть отвечает посредник, заключивший договор со спорным контрагентом, не действуют.

От директора требуют отказаться от вычетов по НДС, то есть доплатить налог. Какими методами это делается?

Вот тут-то мы и подходим к тематическим налоговым проверкам.

Что такое тематическая налоговая проверка? В Налоговом кодексе такого термина нет. Но он есть в Письме ФНС России от 25.07.

2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.).

В этом письме ФНС рекомендует налоговым органам в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).

То есть тематическая налоговая проверка — это разновидность выездной налоговой проверки. Она часто проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет (например, 1,5 года).

Это своего рода сокращённая выездная налоговая проверка. Только вот её последствия такие же тяжёлые для компании, как и проведение «полноценной» выездной проверки.

Инспекции грозят директорам фирм-налогоплательщиков проведением тематических налоговых проверок ставя ультиматум: или отказывайтесь от вычетов по НДС по спорным контрагентам или мы назначаем в отношении вас тематическую выездную проверку.

Что значит для бизнеса проведение тематической выездной проверки на практике?

Во-первых — и это самое главное — в 90 % случаев после выездной налоговой проверки (а тематическая проверка — это разновидность выездной) компания разоряется из-за непомерно высоких доначислений.

Во-вторых, согласовать полноценную выездную налоговую проверку не так просто. И охватить выездной налоговой проверкой все компании невозможно. А вот light-вариант — тематическая проверка проводится быстрее и с меньшими трудозатратами со стороны инспекторов.

В-третьих, тематическую налоговую проверку возможно провести даже тогда, когда истекли сроки на камеральную проверку, а факты нарушений стали известны немного позднее.

В-четвертых, количество выездных налоговых проверок уменьшается, а доначисления по камеральным проверкам растут. Это и достигается как раз работой системы АСК НДС-2 и боязнью некоторых налогоплательщиков попасть под тематическую выездную налоговую проверку.

Большинство налогоплательщиков, чтобы не допустить тематическую проверку добровольно доплачивают суммы налогов, о которых просит налоговый орган.

При чём тут управление ФНС?

Тематическая налоговая проверка может быть инициирована вашей инспекцией, где вы стоите на учете. Но есть и другой вариант инициирования проверки.

Если контрагенты находятся в разных регионах, и инспекция какого-либо региона заподозрила, что эти контрагенты создали схему, то одна из инспекций сначала передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги. Далее УФНС направляет информацию в районную инспекцию для проведения «разъяснительной» работы с налогоплательщиком.

Разумеется, раз сигнал о недобросовестности пришёл «сверху» то районные инспекции будут лезть из кожи вон, чтобы подтвердить, что компании действительно недобросовестны. «Ведь начальство не может ошибаться».

А значит, надо расшибиться в лепёшку, но доказать недобросовестность и доначислить налоги. Иначе руководство инспекции распишется в своей некомпетентности и беззубости.

Что сами сотрудники ФНС говорят об этой ситуации?

Как поясняют инспекторы на местах,

«ни у кого даже и в мыслях нет дать ответ в УФНС России, что у проверяемого налогоплательщика все законно. Проще либо принудить налогоплательщика к уплате, либо организовать в отношении него тематическую налоговую проверку, доначислить налоги и отчитаться в ФНС о положительных результатах».

Какие выводы следуют из этого?

Вызов руководства компании в инспекцию в 8 из 10 случаев означает, что у инспектора есть информация, что компания связана с недобросовестными контрагентами. А значит, инспектор «предложит» доплатить налоги, либо есть риск попасть под тематическую выездную налоговую проверку. Надо быть готовым к этому, идя в инспекцию.

Директор должен быть готовым обосновать работу с любым своим контрагентом. Обосновать деловую цель в использовании посредников и доказать их легальность работы, проявив должную осмотрительность. Иначе претензии налоговой не «отбить».

Подпишитесь на рассылку на этой странице. Никакого спама. 1-2 важных письма в неделю.

Источник: https://nalog-advocat.ru/tematicheskie-nalogovye-proverki/

Как навлечь на себя гнев налоговой? 10 вредных советов

Кто проверяет районные налоговые инспекции

Для начала ждите от ИФНС предупредительное письмо с требованием устранить нарушение. Если вы вдруг решите проигнорировать требования инспекции, будьте готовы к занесению в черный список недобросовестных налогоплательщиков. Согласно «антиотмывочному» закону, ИФНС может оперативно заблокировать счета недобросовестной компании.

Реализация товаров и услуг по нерыночным ценам

Отклонения более чем на 20% как в одну, так и в другую сторону, крайне нежелательны. Критическая цифра отклонений — 30%. Особенно обращайте внимание на взаимоотношения с аффилированными компаниями или членами холдинга.

Это стало актуальным с 1 января 2012 года после вступления в силу закона о новых правилах контроля над трансфертным ценообразованием, который ввел понятие контролируемых и приравненных к ним сделок.

Если не хотите получить доначисления по налогам, обращайтесь к опытным аудиторам и оценщикам.

Сотрудничество с банками, имеющими действующие санкции ЦБ РФ и оказывающими сомнительные финансовые услуги

Если вашему банку в ходе проверки ЦБ или налоговых инспекций предъявили санкции, это сигнал для вас. Клиенты таких банков подвергаются камеральным и встречным проверкам на предмет возможного сотрудничества с фирмами-однодневками, предоставленными банком для реализации незаконных схем. Информация о неблагонадежных финансово-кредитных организациях открыта и опубликована на сайте ЦБ.

Отсутствие внешних признаков хозяйственной деятельности при постоянном динамичном движении денег по расчетному счету

Если предприятие имеет денежный оборот 500 млн руб.

в месяц, а в штате работают три человека, нет складов с товаром и технологического оборудования, полноценного офиса и производственных помещений, значит эта компания — либо посредник, либо агент чьей-то «бурной» деятельности. В любом случае для проверяющих оперативная информация о такой фирме — ключ к раскрытию возможных налоговых и экономических правонарушений.

Сотрудничество с компаниями, имеющими признаки фирм-однодневок

Ваша компания может являться вполне добросовестной и законопослушной, но, не проявив должной осмотрительности, не позаботившись об обеспечении «экономической целесообразности» и «деловой цели», может вступить в финансовые взаимоотношения с недобросовестными контрагентами и стать участником схемы по отмыванию денег. Это может повлечь за собой предпроверочные мероприятия ИФНС и впоследствии привести к выездной налоговой проверке (возможно, с представителями МВД).

Даже если зарплатная схема в вашей компании юридически и финансово чисто организована, налоговики все равно признают ее незаконной. Даже если сотрудникам компании регулярно выплачиваются проценты по купонному доходу приобретенных акций — льготы на сумму дохода 250 000 руб.

в год на человека, страховые выплаты, займы, все равно по суду данные выплаты признаются оплатой результатов труда работников. причина — регулярность (1-2 раза в месяц) и постоянство этих выплат.

Налоговики разработали целую систему выявления зарплатных схем, даже в тех случаях, когда все сотрудники организации стали ИП, заключившими договоры с организацией-работодателем.

Хозяйственные договоры признаются в этом случае трудовыми — с обязанностью уплаты страховых взносов с пенями и штрафами. А организаторы и участники таких схем часто подпадают под уголовную ответственность.

Нехарактерные для предприятия хозяйственные и финансовые операции, непрофильные активы

Если ваша компания торгует стройматериалами и вдруг решила заняться куплей-продажей ценных бумаг, это сигнал для налоговой службы.

Если производственная компания стала регулярно давать другим организациям займы — это также обратит на себя пристальное внимание, выделит ее из серой массы.

Подобные операции часто свойственны фирмам, использующим незаконные методы оптимизации налогообложения.

Вывод: если уж вам захотелось поиграть на фондовом рынке, обращайтесь к профессиональному брокеру или организуйте для этого отдельное юрлицо, пусть даже и аффилированное с основным.

Организация использует нестандартные средства расчета по договорным обязательствам

Бартер, векселя и ценные бумаги, уступка прав требования, взаиморасчеты с третьими лицами или через третьих лиц, займы, «бумажные» кредиты (аккредитивы, банковские гарантии). По мнению налоговой службы, использование всех этих финансовых инструментов «на пустом месте» (то есть там, где в этом нет необходимости) – явный признак участия в незаконных схемах.

Компания не сдает (или сдает заниженные) декларации по налогу на НДС, прибыль, имущество

Организация, не показывающая налогооблагаемую базу по прибыли и имуществу, уклоняется от уплаты налогов, и для проверки соответствия уплаченных сумм налогов денежным оборотам могут запросить у банка информацию о движении средств по ее счетам.

Организация предъявила значительные суммы «экспортного» НДС к возврату в один отчетный период

В таких случаях я советую готовиться не только к сюрпризам со стороны ИФНС, но и от лица таможни и МВД. Проверять будут реальность сделок, а также всех контрагентов, в том числе и иностранных, чтобы выявить факты лжеэкспорта.

В последние два года участились проверки встречных, импортно-экспортных контрактов, проводимых через одну и ту же компанию в один и тот же налоговый период.

ИФНС в этом случае подозревает, что такая фирма может получать необоснованную налоговую выгоду, либо работать в пользу третьих лиц.

1. Работайте только с надежными банками

Это первые 200 строчек в рейтингах крупнейших финансово-кредитных организаций ЦБ РФ, деловых журналов и рейтинговых агентств.

2. Не сотрудничайте с контрагентами и обслуживающими организациями с сомнительной репутацией

Откажитесь от работы с компаниями, имеющими признаки «однодневок», являющимися недобросовестными налогоплательщиками, участвующими в отмывании денег и работающими с «неблагонадежными» банками.

По возможности исключите прямые контракты с офшорными компаниями.

Не следует также работать с аудиторскими и консалтинговыми компаниями, замешанными в скандалах в налоговой сфере, не прошедших процедуру контроля качества профессиональных СРО.

3. Старайтесь использовать только законные методы оптимизации налогообложения

Их довольно много:

  • малые предприятия;
  • компании на УСН;
  • ИП;
  • ЕНВД;
  • льготные условия налогообложения ряда видов деятельности (сельское хозяйство, капстроительство, участие в федеральных программах, работа в особых экономических зонах и т д.);
  • возможность проведения в одном налоговом периоде «прибыльных» и «убыточных» операций.

4. Соответствуйте отраслевым показателям, разработанным налоговиками:

  • суммам оборотов;
  • общим суммам уплаченных налогов;
  • уровню зарплаты сотрудников;
  • нормам прибыли;
  • рентабельности;
  • торговым и производственным наценкам.

Средние отраслевые цифры различных секторов экономики есть на сайтах ФНС России и УФНС по Москве. Рекомендуется придерживаться нижней границы показателей.

5. Выходите на встречные и камеральные налоговые проверки

Своевременно и в полном объеме предоставляйте запрашиваемые документы и другую информацию по встречным проверкам. Помните, что проверяют не вас, а от вас требуется только подтвердить факт деятельности.

Камеральная проверка может пройти и без ведома проверяемого (запрашивают выписки в банке и документы у контрагентов). Но о факте такой проверки следует знать и подготовиться к визиту в ИФНС для дачи объяснений или допросу по деятельности организации-налогоплательщика.

Игнорирование этих требований повышает вероятность выездной налоговой проверки.

6. Не показывайте убыток от коммерческой деятельности более двух отчетных периодов подряд

Это вызовет подозрения налогоплательщика в недобросовестности и может спровоцировать проверку.

7. Остерегайтесь резкой (менее чем за 6 месяцев) смены рода деятельности вашего предприятия

Это привлекает внимание специалистов отдела предпроверочного анализа ИФНС, изучающих не только балансовые показатели, но и отслеживающих изменения вида деятельности.

8. Не допускайте грубого несоответствия размера уставного капитала (собственных средств) масштабам деятельности вашего предприятия

Организация, денежный оборот которой по расчетному счету составляет миллиард рублей в месяц при уставном капитале 50 000, вызовет подозрения. Но и оборот в 100 000 руб.

при уставном капитале или заемных средствах в миллиард — тоже нежелателен. В первом случае вас заподозрят в «отмывочных» схемах, во втором — в незаконном заведении на счет значительных оборотных средств.

Особенно опасно заведение средств через офшорные компании, так как внимание к ним сейчас самое пристальное.

9. Избегайте наличия у вашего предприятия трех и более признаков фирм-однодневок

Налоговики разработали 137 таких критериев (по состоянию на сентябрь 2013 года), и этот список постоянно пополняется.

10. Не допускайте ситуации, когда зарплата начисляется, но не выплачивается

Во-первых, выплатить зарплату (т.е. снять наличные в банке или перевести деньги на карточные счета сотрудникам) можно только после уплаты всех налогов и сборов с фонда заработной платы. А значит, невыплата начисленной зарплаты почти всегда в глазах налоговой службы означает и неуплату налогов. Во-вторых, это уголовно наказуемое деяние, к которому могут добавиться и «налоговые» статьи.

Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»

Источник: https://kontur.ru/articles/1026

Кто проверяет районные налоговые инспекции | Авто-Право

Кто проверяет районные налоговые инспекции

В году 2018 порядок проведения выездной налоговой проверки остался прежним. Он регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации и имеет строгий список прав и обязанностей каждой из сторон.

Поэтому в настоящее время действует такой порядок: подразделение налоговой инспекции, которое проводило проверку, уведомляет налогоплательщика о месте и времени рассмотрения возражений по акту.

Налогоплательщик представляет свои возражения, и именно отдел налогового аудита отвечает за документирование возражений налогоплательщика, непосредственно участвует в коллегии по рассмотрению возражений, ведет протокол заседания коллегии.

Конечно, десять дней — достаточно короткий срок. Многие руководители хотели бы знать о проверке намного раньше.

Следует учесть, что составление плана проведения проверок — процедура достаточно сложная, с ней связано достаточно много сотрудников налогового ведомства, как в отделах районной налоговой инспекции (которая готовит первичные материалы для составления плана проверок), так и в Главной налоговой администрации, где этот документ утверждается.

Если у вас найдутся знакомые в какой-либо из инстанций, возможно, вы и сможете узнать о приближающейся проверке за несколько месяцев (естественно, о законности подобного получения информации речи не идет). Узнать заблаговременно о внеплановой проверке намного сложней.

Какие типы проверок существуют

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).
Кроме того, их может заинтересовать, если имеется малое количество сотрудников в штате компании; у компании низкая налоговая нагрузка по данным отчетности; отсутствует материально-техническая база; массовый учредитель, директор или массовый адрес; вид деятельности не соответствует поставляемой продукции; неоднократная смена адресов регистрации контрагентом. Статьей 2 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Проверка проводится на территории налогоплательщика, если ИП не имеет офиса (помещения), она проводится на территории налоговой инспекции.

Какие действия инспекторов нарушают закон

Стоит сразу отметить, что выездная проверка, в отличие от камеральной, осуществляется непосредственно в фактическом местонахождении проверяемого лица. Есть возможность отправить его в электронном виде через сайт ФНС РФ. Для этого на главной странице сайта необходимо выбрать пункт «Физические лица».

Свое заключение отдел налогового аудита обязательно доводит до сведения руководства налоговой инспекции.

Очень часто в своем заключении отдел налогового аудита рекомендует провести дополнительные контрольные мероприятия, которые помогут усилить позицию налогового органа.

Либо, напротив, сообщает руководству, что дальнейшие действия в отношении конкретного налогоплательщика, учитывая сложившуюся арбитражную практику, абсолютны бесперспективны.

Большую роль играет и судебная практика, сложившаяся в нашем регионе. В этом случае сотрудники отдела налогового аудита обращаются к информационно-правовой базе, анализируют сложившуюся ситуацию и доводят до руководства информацию о том, что ФАС Поволжского округа по данному вопросу принимает решения не в пользу налоговых органов.

Интернет-журнал для молодых предпринимателей. Использование материалов «Дежура» разрешено только с предварительного согласия администрации.
Общаться с налоговиками вам придется в основном в ходе выездной проверки, причем от того, насколько правильно будет построено это общение, в немалой степени будет зависеть конечный результат.

Согласно части первой статьи 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Но если появляется необходимость, этот срок может быть увеличен до 4 месяцев, а в случае, если ваша компания ликвидируется и до 6. Шесть месяцев – это максимальный срок.

Процедура проверки и её особенности

Подобные мероприятия могут проводиться исключительно по решению руководства территориального налогового органа, в котором зарегистрировано проверяемое лицо.

Только официальный документ с подписью и печатью является достаточным основанием для осуществления проверки.

В нём указываются данные субъекта проверки, а также информация об уполномоченных должностных лицах, которые отвечают за законность и правомерность действий во время процесса.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

Согласно части второй статьи 89 НК РФ налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период (повторные налоговые проверки).

Если налоговая нарушит это требование, вы вправе оспаривать законность проверки в суде. При этом налоговая проверка может быть приостановлена по решению суда.

Процедуры, возможные при проверке для физ и юр лиц

В ходе подобных проверок изучают, насколько правильно исчисляются и оплачиваются налоговые платежи. Проверяют чаще всего информацию за последние три года деятельности вашей компании.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Налоговая проверка – всегда неприятное событие, и тем более надо знать и значит быть готовым к ее пришествию, либо, в случае камеральной налоговой проверки, знать, как себя вести, что говорить и какие документы показывать.

В районных налоговых инспекциях отделы налогового аудита «специализируются» в основном на рассмотрении возражений налогоплательщиков по актам проведенных налоговых проверок.

Вообще предполагается, что после проведения проверки налоговые инспекторы должны передать составленный акт проверки в отдел налогового аудита.

А отдел налогового аудита в свою очередь должен всесторонне и объективно оценить этот акт, указать на имеющиеся в нем недостатки, возможно, порекомендовать привести какие-то дополнительные доказательства.

Изменения по проверкам в текущем году

Для справки: в случае если ваши документы (бухгалтерия) находятся на обслуживании сторонней организации (к примеру, 1МНК), то при проверке у вас ее изъять не смогут, тем больше шансов привести в порядок недостающие «элементы» на сегодняшний день.


Продолжительность плановой выездной проверки не должна превышать 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства – 10 дней. Однако проверка может быть продлена: в общем случае на 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – на 5 рабочих дней.

Плановые выездные проверки проводятся по письменному решению руководителя ГНИ не чаще одного раза в год. При этом запрещено проводить плановые выездные проверки по отдельным видам налогов.

То есть инспекторы выезжают к вам. В ИФНС принимается решение о том, что проверка будет проведена и создается группа проверяющих.

Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы.

Законодательство РФ предполагает 2 основных вида налоговых проверок: камеральная и выездная. Рассмотрим, каковы их основные черты и чем они отличаются друг от друга.

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

В ходе первой изучают и анализируют всю отчетность, в ходе выборочной проверки изучают только ту документацию, которая кажется подозрительной для ФНС.

Анализу в данном случае будут подвергнуты декларации, финансовая и налоговая отчетность. Если в ходе проверки будут обнаружены недочеты и ошибки, вас об этом уведомят и попросят все исправить.

Но дело в том, что в протоколе указываются лишь формальные моменты: кто присутствовал на коллегии, предмет обсуждения. Результат по итогам коллегии налогоплательщику не объявляется, поскольку у отдела налогового аудита должно быть время для подготовки заключения по доводам, представленным обеими сторонами.

На открывшейся странице выбираем раздел «Подача жалобы в налоговые органы». На новой странице находим блок «Жизненные ситуации».

Отметим, что о плановой проверке проверяемое предприятие всегда знает заблаговременно. Не позднее, чем за десять календарных дней до дня проведения проверки, проверяемому должно быть послано письменное уведомление с указанием даты ее проведения.

Во всех остальных случаях любое препятствование деятельности таких лиц расценивается как правонарушение и влечёт за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Источник: http://skfatm.ru/razvody/11572-kto-proveryaet-rayonnye-nalogovye-inspekcii.html

Куда жаловаться на налоговую инспекцию

Кто проверяет районные налоговые инспекции

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают.

Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года).

Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (http://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения – через личный кабинет на сайте nalog.ru.

Несмотря на “инновационность” способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.

2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь – с заявлением или с жалобой. Главное – это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата – должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения –

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, –

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как апелляционная жалоба (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о проведении налоговой проверки или зачета, “заморозке” счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и жалобу, и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);

Источник: http://www.pnalog.ru/material/kuda-zalovatsya-na-nalogovuyu

Налоговая проверка ИФНС: виды, как проходит

Кто проверяет районные налоговые инспекции

Налоговая инспекция, которая является ответственной за своевременное поступление различных налогов и сборов (платежей) в бюджеты всех уровней нашего государства, обладает широкими правами, которыми они наделены и при осуществлении различных мероприятий. Налоговые проверки ИП и юридических лиц, которые проводятся ИФНС, строго регламентированы действующим законодательством.

Виды проверок

Согласно законодательству существует следующие виды существующих проверок ИФНС.

В свою очередь такие мероприятия бывают плановые и внеплановые.

Несмотря на конкретные цели, которые возлагаются на данные проверки, они имеют некоторые существенные различия между собой. Эти различия состоят в том, что в первом случае контроль со стороны ИФНС осуществляется по месту своего нахождения, без посещения субъекта хозяйственной деятельности.

Во втором случае, контроль со стороны налоговых органов осуществляется с посещением субъекта хозяйственной деятельности по месту его нахождения.

Важно знать, что график плановых проверок субъектов хозяйственной деятельности, в том числе и ИП можно узнать на специальном сайте – Федеральном реестре проверок субъектов хозяйственной деятельности.
Для этого необходимо ввести данные из ЕГРИП ИП либо иного юридического лица, и получить исчерпывающую информацию, в каком квартале налоговая инспекция посетит предприятие или ИП.

Несмотря на некоторые разновидности, такие контрольные действия, осуществляются, прежде всего, с одной целью, возможностью отслеживать предпринимательскую деятельность любого лица, которое занимается бизнесом, и предотвращения уклонения от уплаты обязательных денежных сумм в виде сборов и налогов.

Камеральная проверка

Данные мероприятия характерны тем, что она осуществляется непосредственно в том органе, который обслуживает предпринимателя, либо субъекта коммерческой деятельности.

Такой налоговой проверкой могут быть охвачены все ИП а также другие субъекты предпринимательской деятельности.

Законным основанием служат письменные документы (декларации о доходах, учеты первичной бухгалтерии), которые подтверждают уплату финансовых платежей, и базу, из которой происходило их начисление и последующая уплата.

То есть, камеральная проверка будет производиться специальными работниками инспекции, которые обслуживает ИП либо юридическое лицо, непосредственно в помещении инспекции.

В большинстве случаев камеральные контроли проводятся сразу как только декларация о доходах будет подано. Временной промежуток не может превышать 2-х месяцев, но его могут продлить вышестоящим органом до 3-х или 4-х месяцев.

При проведении таких мероприятий, должностное лицо может потребовать у индивидуального предпринимателя или юридического лица следующие документы:

  • счета в банке (их номера), через которые производится уплата налогов;
  • документы первичного бухгалтерского учета (например, товарные накладные);
  • различные договора, которые подтверждают поступление товара, аренды.

Данные документы должны подтверждать конкретные суммы, из которых бухгалтер производит расчеты, куда входит конкретная сумма налогов, которые должны быть уплачены, а также из каких операций они были рассчитаны.

Если инспектору, необходимо истребовать письменные подтверждения базы налогообложения, он имеет право затребовать у субъекта хозяйственной деятельности подтверждающие документы.

Оформляется такое требование специальным письмом, в котором должен быть четкий перечень документов, которые должен предоставить субъект хозяйственной деятельности. Сюда можно отнести и счета, которыми пользуется субъект хозяйственной деятельности.

Важно знать, что налоговый инспектор не может, и не имеет право, в устном порядке требовать документацию, которая не была указана в письменном запросе.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится непосредственно в помещении, где субъект хозяйственной деятельности ведет свою работу, либо где хранятся различные документы, о такой деятельности. Инспекция имеет право проводить такие действия даже на территории, которую она не обслуживает, но у нее есть сведения, что субъект, который платит налоги, осуществляет на ней свою деятельность.

Такие действия бывают двух видов:

Первый вид предусматривает собой действие, при котором ИП или юридическое лицо заранее получают информацию, о том, когда будет осуществляться такой контроль. Информацию можно узнать на специальном государственном электронном реестре проверок, либо после специального уведомления.

В уведомлении, которым сообщается о такой проверки, налоговый орган имеет право (обязан) указать перечень документов, которые будут проверяться. В случае, если, по мнению контролирующего органа, их не достаточно, он может затребовать дополнительные, но оформить все это в письменном виде.

Документы, которые могут проверяться:

  • бумаги первичного бухгалтерского учета;
  • счета, на которые поступают и списываются денежные средства;
  • кассовые книги;
  • различные ведомости по начислению зарплаты;
  • годовые и иные бухгалтерские отчеты;
  • другие финансовые документы, которые являются базой для начисления и уплаты обязательных платежей.

Внеплановые налоговые контроли, это особый вид контроля, к которому прибегает ИФНС, для того чтобы осуществлять оперативный контроль за деятельностью предприятий и ИП. Такая специфическая проверка налоговой иногда носит фактор внезапности, который направлен на выявление факта уклонения от уплаты налогов.

Согласно действующему налоговому кодексу, внеплановые действия не предусматривают уведомления проверяемых, и происходят внезапно. При таком виде проверок, работники налоговой инспекции имеют право требовать у предпринимателей любые документы, которые характеризуют их хозяйственную деятельность, а также движение товарно-материальных ценностей.

Документы, что могут быть потребованы дополнительно:

  • все бухгалтерские документы, даже если они находятся в разных местах;
  • хозяйственные договора;
  • документы, которые подтверждают движение товарно-материальных ценностей;
  • счета в банках и других финансовых учреждениях, а также выписки о движении финансовых средств по ним;
  • кассовые книги;
  • бухгалтерские отчеты.

Срок проведения выездной проверки не может превышать двух месяцев, но вышестоящий орган налоговый может продлить его до 4-х месяцев, но не больше.

Важно знать, что любой орган налоговый, может затребовать перечень документов, которые он хочет видеть, через специальное письмо, в котором он будет указан. Если перечень документации не конкретизирован, то предприниматель имеет полное право отказаться предоставить документы. В крайнем случае, он может предоставить те, которые, на его взгляд и понимание, указаны в письме.

Как проходит выездная налоговая проверка

Ранее было сказано, что выездная проверка бывает плановой и внеплановой. По способам проведения они не отличаются друг от друга, но плановый контроль может проводиться только по утвержденному плану, который согласуется с органами прокуратуры. А внеплановая, осуществляется внезапно, без какого либо предупреждения ИП или юридического лица.

Важно знать, что плановые мероприятия, инспекция имеет право проводить не реже 3-х лет, а внеплановые без каких либо ограничений.

Порядок проведения их будет следующий.

  1. Начальник органа выдает предписание, в котором указывает срок мероприятия, анкетные данные и звания сотрудников, которые будут их проводить, а также перечень документов, что должны быть предоставлены предпринимателем. Также там указывается адрес, по которому такие действия будут производиться.
  2. Данное предписание предоставляется предпринимателю, его копия вручается ему, а если он отказывается его получить, налоговый инспектор имеет право сделать соответствующую пометку. После этого мероприятия начинаются.
  3. Предприниматель имеет право предоставить только ту документацию, которая упоминается в предписании. По своему желанию он может предоставить ту документацию, которая не упоминается в налоговом документе.
  4. В момент контроля, если выявляются какие-либо нарушения, составляется специальный акт, в котором все участники и уполномоченное лицо ИП или ООО субъекта должны поставить свои подписи.
  5. Если органом который проводит проверку требуются счета, то предоставляются договоры на их открытие, а также бумаги, по которым можно отследить движение финансовых средств по ним (приходные и расходные операции).

Выездные мероприятия предусматривает проверку не только банковских счетов, различных документов, но и осмотр здания и иных помещений, где происходит коммерческая деятельность. В зданиях и иных помещениях инспекторы ИФНС могут искать неучтенное оборудование, товарно-материальные ценности.

Важно знать, что при любой налоговой проверке все стороны имеют свои права и обязанности, и могут пользоваться ими в равной степени.

Функции ИФНС и понятие налоговой проверки

ИФНС, как любой государственный орган, наделен определенными правами и обязанностями по отношению к любым субъектам предпринимательской деятельности, куда относятся ИП, а также различные юридические компании. В его обязанности, как было указано выше, входит контроль за правильным и своевременным начислением и перечислением всех предусмотренных платежей в казну.

Контроль над начислением, и уплатой всех обязательных платежей, является главной обязанностью ИФНС. Он может осуществляться двумя способами:

  • контроль при помощи проверки поступлений в казну обязательных платежей;
  • контроль при помощи различных налоговых проверок.

В первом случае, ИФНС осуществляет мероприятия, при которых органами этой службы проводятся различные установленные действия, по контролю над органами, отвечающими за принятие специальных платежей, по которым ИП и другие субъекты предпринимательской деятельности перечисляют денежные средства в виде обязательных платежей, чтобы средства не пошли мимо казны.

Во втором случае, ИФНС осуществляет мероприятия, при которых органами инспекции осуществляются различные документальные контроли ИП и иных юридических лиц с целью отслеживания правильности начисления и последующей уплаты обязательных денежных сумм в государственную казну. Сразу нужно подчеркнуть, что такая налоговая проверка ИП ничем не отличается от аналогичной для иных субъектов предпринимательской деятельности, которые получают доход, и ведут предпринимательскую деятельность на территории нашего государства.

Такой способ контроля характеризуется тем, что данными мероприятиями могут быть охвачены все сферы экономической деятельности ИП либо иного предприятия, начиная со счета в банке, и заканчивая документальной ревизией товаров и иных материальных ценностей, которые составляют объект налогообложения.

Подведя итог, можно сказать, что такие мероприятия, это деятельность ИФНС направленная на осуществление контроля документов и иных материальных ценностей ИП и других субъектов хозяйственной деятельности.

Они направлены на то, чтобы отследить правильность начисленных платежей всеми субъектами хозяйственной деятельности, а также выявление несоответствий (нарушений), что ведут к неполному начислению и последующей уплаты обязательных бюджетных платежей.

Поэтому налоговая проверка ИП носит обязательный характер.

Данная деятельность ИФНС регулируется Налоговым кодексом, Федеральными законами, письмами и постановлениями Правительства РФ, и Государственной фискальной службой, поэтому при появлении представителей органов инспекции, субъекты хозяйственной деятельности, и особенно ИП, подвергающиеся контролю должны знать свои права и обязанности, а также права и обязанности ИФНС.

Индивидуальные предприниматели являются самым уязвимым звеном, поскольку, в большинстве случаев они пытаются решать вопросы с инспекцией самостоятельно. Некоторые специалисты рекомендуют ИП обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые могут выступить в качестве ответственного лица, которое будет сопровождать любое мероприятие, проводимое ИФНС.

Компании и ИП которые подвержены неожиданным выездным контролям

Несмотря на то, что внезапные проверки, не являются частыми, есть перечень предпринимателей, которые составляют группу риска:

  • предприниматели, которые часто открывают новые счета для ведения своей деятельности;
  • предприятия, которые часто меняют свой юридический адрес, и соответственно налоговый орган;
  • те юридические лица и ИП, которые меньше заплатили налогов в конце 2015 и начале 2019 года, но темпы хозяйственной деятельности остались на прежнем уровне;
  • те субъекты хозяйственной деятельности, у которых были выявлены серьезные нарушения при проверках, которые были ранее на предприятии.

Некоторые органы инспекции, могут иметь другие основания, которые послужат поводом для дополнительного контроля.

Важно знать, что налоговый кодекс не предусматривает основания, для отнесения того или иного субъекта предпринимательской деятельности в группу риска. Такое решение может быть постановлено непосредственно начальником налогового органа.

Проверки, которые проводятся инспекцией, направлены на усиление контроля за ИП и другими субъектами хозяйственной деятельности, которые являются плательщиками различных налогов и сборов в государственный, и региональные бюджеты. Порядок их проведения, и сроки четко регламентированы действующим законодательством.

  • ipmaster
  • Распечатать

Источник: https://ipexperts.ru/proverki-shtrafy/nalogovaya-proverka-ifns-vidy-kak-prohodit.html

Право и общество
Добавить комментарий